среда, 6 февраля 2013 г.

тибетская медицина болезни тепла холода

Обратимся к основе западной цивилизации – логике Аристотеля. Суждения, абстрагированные на истинные и ложные, посредством функциональной формы записи, формализуются в высказывания любой научной теории с обязательным соблюдением законов тождества, непротиворечия, исключения третьего. И все современные науки функционируют, хотя ни одно суждение не является абсолютно истинным или ложным. Точно та же дихотомия морали делит добро и зло, делит поступки на хорошие и плохие, исходя из чего, сформировавшиеся на основе религиозных и политических идеологий социальные системы фактически функционируют. Но, ни один поступок не может быть совершенно добрым или плохим. Следовательно, конфликт сводится к несогласованности идей либо несостоятельности их реализации, а «непонятно» - значит, «плохо, неясно сказано» либо «почему это так говорится?». Исключение – пациент, приходящий ради конфликта. И плохо не это само по себе. Конфликтная ситуация может иметь положительные следствия: профессиональный рост врача, фаза разрешения и возможность пересмотра отношений, взглядов после разрядки напряжения. Плохо то, что конфликты переносятся из системы «врач-пациент» в систему лечебного учреждения, в авторитарно-иерархические государственные системы власти и насилия, руководствующиеся юридической логикой, а не аристотелевской.

Архаическое сознание у человека любой культуры может проявляться сознательными и бессознательными реакциями и действиями. Обращение «к бабке» «заговорить» больной зуб или к священнику за благословением на лечение, повышенное внимание к предрассудкам и ритуальным действиям характерны для определённой категории пациентов, при планировании лечения учитываются в подструктуре «характер, психологический тип». К какой части анамнеза отнести эти сведения – неясно, как и трудно порой определить наличие пограничных психических и психологических расстройств. А ведь именно пограничные расстройства являются причиной всё увеличивающегося числа конфликтных ситуаций, доходящих порой до суда. Разобраться в конфликте - значит, понять причины и предложить логическое разрешение - выход из него.

Пример вероятностного качественного прогноза на основе конституциональной предрасположенности: взрослый пациент конституции «ветер» более склонен к болезням периодонта и патологии прикуса, пациенты конституции «слизь» чаще будет иметь заниженный прикус из-за стираемости зубов, а вот у пациента конституции «желчь» зубы будут ровные и устойчивые к кариесу, но в детском и переходном возрасте риск кариеса резко повышен.

Ключевые положения тибетской медицины – функционирующие с образованием «тепла» и «холода» три системы регуляции организма («ветер», «желчь» и «слизь») с пятью подсистемами в каждой, центральными, периферическими и диффузно рассеянными в организме структурно-морфологическими образованиями, органами, сосудами, нервами. Болезни делятся на горячие и холодные, возникающие от недостатка или избытка тепла или холода в одной или нескольких системах, а общая причина всех болезней одна - невежество, возникающее от незнания собственного «Я». Следствие невежества – три частные «болезни причины», или «болезни души», или три «яда», три «порока» физического тела, символически изображаемые в виде петуха (ветер), змеи (желчь), свиньи (слизь). Причины заболеваний могут появляться в текущей жизни, или происходить из предыдущих жизней, могут быть внутренними («близкими») или внешними. К внешним («далёким») относят климатические, хозяйственно-бытовые и инфекционные причины, отравления и травмы. По патогенезу различают три процесса: 1)порождение-увеличение, 2)накопление-собирание-приведение в движение, 3) провоцирование-толчок к проявлению. Способствующие и предрасполагающие факторы относят к третьему процессу. Преобладающая система регуляции определяет конституциональный тип человека, продолжительность жизни и предрасположенность в определённом возрасте к определённым заболеваниям, т.к. врождённое состояние внутренней среды организма динамично, меняется системно несколько раз в процессе жизни и колеблется с суточными, месячными, сезонными ритмами. Таким образом, тибетская медицина базируется на чёткой фрактально структурированной системе понятий (рис.3).

Идеографическое письмо и невосполнимая утрата большинства первоисточников не позволяют теперь делать более смелые выводы о системоорганизующей роли беседы-плана лечения древнеегипетского врача-жреца. Традиционные культуры Востока наоборот, оставили столь обширное наследие, что охватить их общим взглядом – непосильная задача, разделить на направления – некорректно, дифференцировать – проблематично методологически, но единственно возможно, чтобы представить результатом целостную систему-модель. Тибетская медицина имеет чёткую структуру с самоподобными составляющими элементами [22].

Самое древнее свидетельство представления плана лечения – этический кодекс врача Древнего Египта. Обязательно врач должен был сообщить пациенту одну из трёх формул: «Болезнь, которую я буду лечить», «Болезнь, с которой я буду бороться», «Болезнь, которую нельзя вылечить». Медицинские сведения, неотделимые от магических ритуалов, специализация врачей, инструментарий, рецептура лекарств (конечно, действующих только с соответствующими заклинаниями) подробно изложены в известных ныне 10 папирусах. Папирус Эберса – древний opus magnum - длиной больше 20 метров, начинается торжественным определением статуса врача, содержит массу сведений и даже косметический раздел, заканчивается анатомо-физиологическим напутствием: «… всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену …». Первая известная история болезни пациента имеется в травматологическом папирусе Смита, как и первая систематика травм и способов их лечения. Многочисленные хирургические инструменты позволяли делать операции по поводу воспалительных заболеваний. «Священная книга Тота» великого учёного, человека-бога Гермеса Трисмегиста – одна из тайн древнего мира, эзотерическое легендарное содержание которой оберегается тысячелетиями – и даже не столь важно, существует ли книга как таковая и жил ли Гермес как историческая личность, - заслугой герметической медицины явилось осознание того, что причинами болезни физического тела (лишь малой ощущаемой части Космоса) являются расстройства душевные и психофизические. Соответственно, план лечения врача – лишь малая часть, скорее делёзовская «складка Плана», плана бытия, отраженного в плоском маленьком зеркале нашего восприятия и осознания.

Основное содержание работы

За философию стоматологии - MedicalNetService За философию стоматологииЗА ФИЛОСОФИЮ СТОМАТОЛОГИИна правах рукописи , 2010 годКотляров Андрей Сергеевич, врач-стоматолог

Комментариев нет:

Отправить комментарий